Просмотренные объекты
Просмотренные

Как отразится на арендном бизнесе уход фирм в онлайн?

Самоизоляция, карантин — название неважно, в любом случае в работе компаний произошли серьезные изменения. Сотрудников перевели на удаленный режим, а оказание услуг — в интернет. Это ускорило уже начавшиеся перемены рынка аренды коммерческой недвижимости.

Хотя изменения случились бы все равно. Уже было видно, что спрос арендаторов на офисные, торговые или помещения для заведений общепита упал. Особенно это касалось объектов, которые расположены в местах с невысоким трафиком. Главная причина такого явления — уход бизнеса из офлайна.

Теперь оказывать услугу только дистанционно — престижно, хотя еще недавно это считалось почти зазорно. К примеру, все больше представителей общепита предпочитают работать только на доставку. Появились так называемые рестораны «темной кухни», то есть заведения исключительно с кухней, без помещений для приема посетителей. Отправка готовых блюд заказчикам выполняется через службу доставки. Традиционные магазины одежды терпят убытки, а объемы продаж интернет-ретейлеров растут большими темпами.

Почему онлайн-обслуживание выигрывает у традиционного формата торговли?

В первую очередь это удобнее для потребителей. Кроме того, переход компаний в интернет приводит к значительной экономии — на персонале, помещениях, логистике.

Такая ситуация не могла не отразиться на спросе на арендную недвижимость. Кто-то сократил площади и снимает меньшие объекты. Некоторые вообще обанкротились. Еще часть перешла к тотальному сокращению расходов и полностью отказалась от торговых или офисных помещений.

Повезло только объектам с удачной планировкой и назначением, а также расположением в проходных районах. Если площади чисто офисные либо торговые, но в неудобных местах, то они совершенно не востребованы.

Так как арендаторов не хватает, собственники недвижимости вынуждены снижать ставки аренды. Результат — доходность от арендного бизнеса упала.

Даже из тех, кто все же собирается снимать площади, многие просят скидку. Фирмы не в состоянии нести прежние расходы на недвижимость и рассчитывают снизить ставку аренды на 20–50 %.

Еще год назад прибыль от сдачи коммерческой недвижимости достигала 10–12 %. Сейчас даже 8 % считается очень хорошей доходностью.

Вывод очевиден. Арендодатели стали получать меньше, и падение доходов продолжится. При этом с помещений, которые не отличаются удачным расположением, в лучшем случае удастся добиться нулевой доходности, а в худшем — такая недвижимость окажется убыточной.

Вы ищете помещение?
Нас уже нашли:
Предложение недели