Аналитики международной консалтинговой компании считают, что восстановление в большинстве сегментов коммерческой недвижимости начнется уже в 2020 г. и продолжится в следующем, но его темпы будут отставать от экономики в целом. По их прогнозам, в среднесрочной перспективе есть все шансы, что объем инвестиций в российскую недвижимость к 2022 г. восстановится до того уровня, на котором он находился до начала пандемии COVID-19, спутавшей все карты. И такая динамика будет отражением мировых трендов.
И произойдет это за счет продолжающегося роста электронной коммерции, который укрепит данный сегмент рынка недвижимости. Причем наибольшим спросом будут пользоваться складские комплексы А-класса. Дополнительный рост появится из-за наращивания розничными компаниями товарных запасов, которые должны покрыть колебания спроса, и диверсификации производителями цепочек поставок.
Сегмент e-commerce на российском рынке отражает глобальную тенденцию. По прогнозам специалистов, доля такой коммерции по итогам года может достичь 30 % и опередить тем самым традиционные торговые сети, что станет историческим моментом.
В этом году в офисном сегменте России, как и ожидалось, зафиксировано снижение ключевых показателей. Из-за сокращения бизнес-активности спрос был минимальным, а основной объем сформировался только за счет нескольких крупных сделок. Несмотря на такие показатели, обусловленные пандемией коронавируса, есть и положительные сдвиги — внедрение гибких офисных решений, например гибридной схемы, когда сотрудники работают как в офисе, так и удаленно. Многие компании и вовсе отправляют большую часть штата работать из дома, адаптируясь к новым реалиям, и тенденция набирает обороты.
Кроме того, ситуация обязала работодателей реализовать в офисах меры по борьбе с коронавирусом, такие как закрытие мест общего пользования, ограничение количества людей, одновременно находящихся в помещении, обеспечение социального дистанцирования за счет специальной разметки и дополнительных знаков. Однако стоит отметить, что более дорогостоящие мероприятия, к которым относятся реконструкция и переезд в район с меньшей плотностью населения, не распространены, и вряд ли это изменится в ближайшей перспективе. Возможно, компании не видят в этом реальной необходимости, особенно после снятия первых ограничительных мер, которое оживило деловую активность. Во втором полугодии эксперты ждут реализацию отложенного спроса.
Если посмотреть на мировой рынок офисной недвижимости, то в прогнозах CBRE — отрицательное значение чистого поглощения и увеличение доли вакантных площадей на один процентный пункт. Но уже в следующем году ожидается улучшение ситуации, и, по всей вероятности, арендные ставки снизятся на 3–6 % на большинстве рынков.
Несмотря на уже отмеченный бурный рост популярности и объема электронной торговли, физические магазины для покупателей по-прежнему важны. Это подтверждает исследование, которое было проведено в Москве в пик пандемии. По его результатам, для 93 % людей торговые центры остаются приоритетным местом для приобретения обуви и одежды. И 97 % опрошенных продолжают покупать продукты питания и товары первой необходимости в магазинах у дома. Однако в этой картине явно заметен сдвиг в сторону целевых покупок, а не спонтанного приобретения. Люди ходят по магазинам реже, но, как правило, с конкретной целью и тратят больше за одно посещение.
Это единственный рецепт для полного восстановления сегмента, по которому пандемия нанесла один из самых сильных ударов. У отелей и других объектов гостиничного бизнеса резко упали доходы, и возвращения к нормальному состоянию не произойдет, пока полностью не будут сняты запреты и ограничения на передвижение. При сохранении ситуации эксперты прогнозируют переориентацию одних участников рынка, продажу других и закрытие третьих.